Долго я не решалась описывать этот самый известный во всем мире аниме-сериал. По идее, первый же выпуск "аниме-классики" должен был быть посвящен этому сериалу. Но! Ведь писать о Сейлор Мун (СМ) - то же самое, что рассказывать старому еврею о заповедях Моисея. К тому же, описаний этого сериала полным-полно как в интернете, так и в российской прессе. Потому, я только теперь решился просто написать о Сейлор Мун, как о явлении, оказавшем огромное влияние на рост аниме-культуры в нашей стране.
Сам термин "Сейлор Мун" уже давно стал нарицательным понятием самого аниме, уступая в популярности лишь маленьким карманным чудовищам, известным как Покемоны. В рядах российских анимешников, умудренных просмотром пары сотен аниме-сериалов, Сейлор Мун лежит в категории аниме ширпотреба. То есть восклицания "Боже! Это же Сейлор Мун!" и "Ну один в один - Мунята!" стали критерием оценки просмотренной новинки или обсуждения чего-либо анимешного в кругу разгоряченных слабоалкогольными напитками отаку.
Стан анимешников уже давно разделился на два лагеря. Те, кто без ума от Сейлор Мун и те, кто называет его непомерно глупым, длинным и девчачьим. Первые, в основном женская половина пользователей этого ширпотреба, вводят Усаги Цукино в ранг звезды всемирного масштаба и фанатеют от нее по полной программе. Вторые, умудренные опытом просмотра не менее 200 дисков с аниме, пренебрежительно высказывают свое веское "ФИ!", при этом зная досконально сериал от корки до корки.
Но! Плохая вещь не может продержаться столь огромное количество серий и обрасти поклонниками по всему миру. У плохой вещи не организовываются фэн-клубы практически в каждом крупном населенном пункте. Плохая вещь не пестрит своим образом с прилавок игрушечных магазинов, сувенирных лотков, различной верхней и нижней одежды, рекламных проспектов и т.п. В чем же привлекательность этой истории о 14 летней девочке с двумя длиннющими хвостиками на голове и огромным добрым сердцем?
Что было в начале?
Такэути Наоко, мангака создавшая Сейлор Мун - яркий пример того, что творческая жилка может одержать верх над карьерными амбициями. Если бы не страсть к рисованию, из Такэути получился бы отменный фармацевт. Именно в 1986 году, во время учебы в Химическом Университете Кёрицу, она получила свою первую премию за мангу "Зов любви", как лучший мангака-дебютант журнала "Nakayoshi". По окончании Университета в 1991 году, уже работая фармацевтом, художница начинает рисовать мангу "Кодовое имя Сейлор Ви". Не мудрствуя лукаво, Такэути делает главным героем обычную японскую школьницу Минако Айно и ее говорящего кота Артемиса. Сражающаяся с силами зла, девушка в матроске мгновенно пришлась по вкусу читателям. Провоевав первые 4 части манги, главная героиня переносится автором в новую, более увлекательную историю, но уже как второстепенный персонаж. В феврале 1992 года, одним фармацевтом на свете стало меньше, а мир увидел первый том истории о прекрасных воинах в матросках - "Сейлор Мун", а за ним, 7 марта 1992 года, и первый сезон ТВ сериала.
Не слишком отходя от апробированной на читателях концепции Сейлор Ви, Такэути Наоко расширяет отряд воинов, доводя их число до пяти. Новый сериал требует нового главного персонажа. Так как Минако была уж слишком (читай - идеальной ) правильной, на смену ей и Артемису приходят Усаги Цукино и говорящая кошка по имени Луна. В первых двух сезонах российского проката сериала, главную героиню зовут Банни, так как перевод осуществлялся не с оригинальной, а западной версии СМ. Усаги была более близка по духу читательницам 6-14 лет - главенствующей части аудитории. Ей свойственны простые человеческие слабости, такие как лень, чрезмерная любовь к мучному и плаксивость. Т.е. все то, что вносит в обыденность жизни юмористическую составляющую, дающую возможность зрителям принять героиню как близкую подругу. В противовес Усаги, постепенно, в сериале появляются остальные герои звездной пятерки, обладающие силами планет солнечной системы. Обладая независимыми и очень отличающимися друг от друга, характерами Ами, Рей, Макото и Минако под "сомнительным" руководством Усаги становятся на защиту нашей планеты от сил зла. Получился просто идеальный вариант сериала, где каждый зритель мог найти героя себе по душе. (Лично мне, больше всего, нравится тихоня Ами! ) Доказательством этому стала долгожительство СМ, ставшего одним из самых длинных сериалов в истории аниме.
Все недостатки сериала перечислять нет смысла, так как большинство из них, по мнению других зрителей, являются его достоинством. Из основных же, с которыми, как мне кажется, согласятся практически все зрители - это большое количество серий, вездесущая цензура (благо, цензура практически не коснулась российского варианта) с ужасным переводом и приличное расхождение между мангой и ее ТВ-обликом. Несколько раз за время создания СМ менялся режиссер и команда разработчиков. В результате чего, поклонники сериала отметили смену стиля рисунка и характеров поведения персонажей. Сато Дзюнъити, Икухара Кунихико, Андо Масахиро и другие режиссеры придавали свое видение Сейлор Мун.
Мунизм - как образ жизни.
Бум, возникший после показа сериала, вызвал огромный резонанс по всему миру в виде продукции, так или иначе относящейся к СМ. Количество фанатов, особенно фанаток, росло, как на дрожжах, по мере победоносного шествия Сейлор Мун. Все, к чему прикасалось название волшебной истории Такэути Наоко, было обречено на успех. Империя Сейлор Мун разрасталась во все стороны шоу бизнеса. На сегодняшний день она состоит из 18 томов манги, 200 серий ТВ сериала, 6 OVA и 3 полнометражных фильма, 15 мюзиклов и несчетного количества песен, саунтдтреков и артбуков.
В 1996 году, благодаря ныне покойному каналу "2х2", Сейлор Мун покорила российскую аудиторию. В 1998 году, канал ТНТ завершил начатое, введя СМ в ранг синонима аниме. Вирус мунизма - поклонения героям сериала, проник на нашу родину и, не долго думая, полностью ее захватил. Мунизм стал образом жизни большинства тогдашних отаку. Перепечатанные на серых листах кадры из сериала, написанные в блокнотах признания в любви к главным героям и фанфики плавно перетекли в интернет. Сайтов, посвященных СМ в русскоязычной сети ровно столько же, сколько сайтов, посвященных всему прочему аниме. Их отличают юность создательниц и разнообразие красок, зачастую совершенно несовместимых друг с другом. Общее у них только одно - любовь авторов к Сейлор Мун (или к одному из воинов) и шрифту "Comic Sans MS".
Если бы сериал к сегодняшнему дню продолжал радовать поклонников очередными сериями, то в нем наверняка бы появилось еще пара-тройка дюжин новых воинов в сексуально коротких юбочках, и в два-три раза больше невообразимых монстров. Благо, для первых еще достаточно звезд в нашей галактике, а для вторых предостаточно предметов для своего воплощения. Это закон любого масштабного произведения. Ибо - чем дальше в лес, тем больше Сейлоров. И это - хорошо!
Как ни печально, но я уже давно чураюсь взбалмошных и ужасно громких мунят на аниме-сходках. И, убирая начищенные туфли с пути несущейся сломя голову и вопящей мунятки, бурчу себе под нос незлобные проклятия на головы "звездных" спасительниц мира. Но, в глубине души, ностальгирую по тому времени, когда СМ было практически единственным аниме в России. Тогда я больше любил этот сериал, не имея возможности сравнениями понижать его ценность. А ценность сериала нельзя приуменьшать, ибо это часть истории российского аниме движения.
Да хранят нас с вами прекрасные воины в матросках во имя Луны!